Форма входа

Категории раздела

Материалы [20]
Раздел посвящен публикациям
Список публикаций [5]
Опубликованные в научной сфере
Традиции в питании [6]
производство пищевых продуктов

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 07.05.2024, 03:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Коммуникационное пресс-бюро ТЕЗАУРУС
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Материалы

Культурный код

Способы передачи социального опыта называются культурными кодами. Культурный код – это способ передачи знаний о мире, навыков, умений в дан­ ной культурной эпохе. Само понятие ''код''  впервые появилось в технике связи, в вычислительной технике, кибернетике, математике, генетике. Без кодирова­ ния невозможно построение искусственных языков, машинный перевод, шиф­ ровка и дешифровка текстов. В теории культуры на первое место выдвигается план содержания и понимания культурных текстов, поэтому понятие «код культуры» становится таким актуальным и требует уточнения.

Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Мир сигналов – это мир дискретных единиц, которые рассчитываются в битах информации, а мир смысла – это те значащие формы, которые связывают человека с миром идей, образов и ценно­ стей данной культуры. Другими словами, код - это  модель, правила формиро­ вания ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого, всеобъемлющего. Сообщение, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от ис­ пользуемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, не воспри­ нятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов http://azbook.net/book/398-osnovy-kulturologii-spravochnoe-izdanie/48-73-kulturnye-kody.html

Глобальные культурные типы и коды культур

У истоков современных историко-типологических представлений о культуре стоит немецкий социолог М. Вебер. Он предложил теорию так называемых идеальных типов культуры, которые представляют собой абстрактные модели, не имеющие реальных аналогов в истории культуры. Вебер выделил три идеальных типа культуры: рациональный, традиционный, харизматический. Рациональному типу соответствует правовой тип государства, который характеризуется подчинением закону, а не авторитету.

Традиционный тип основывается на святости обычаев и традиций. Ему соответствует патриархальная общность. Третий тип связан с харизмой – определенными качествами личности, позволяющими вдохновлять людей и увлекать за собой. По Веберу, харизмой обладают основатели мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммед), великие полководцы, выдающиеся политики. Разделение культур на разные типы происходит на основе определяющих, главных критериев, присущих данной культурной группе.

По способу самоорганизации культуры выделяют три исторически сложившихся глобальных культурных типа: дописьменный, письменный и экранный. Каждый из них имеет свой специфический код. Код культуры – это способ выражения той или иной культуры. Ему присущи, во-первых, универсальность, т.е. его имеет любой культурный тип в любом историческом времени, во-вторых, он самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры и, в-третьих, он может изменяться и дать толчок либо послужить причиной для появления нового культурного кода. Более подробно рассмотрим глобальные типы культур и их коды.

1. Дописьменный культурный тип. Он зародился еще в первобытнообщинном строе. Казалось, какая культура могла быть у диких людей? Однако уже с глубокой древности человек выступает как культурный деятель в преобразовании и освоении действительности по законам красоты. Трудно поверить в то, что в глубине веков – от десяти-тридцати и более тысяч лет назад – в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Оно свидетельствует о том, что первобытные охотники, современники мамонтов и носорогов были не такими уж и примитивными. До недавнего времени археологи, историки, искусствоведы не могли поверить, что исписанная первобытным человеком пещера Альтамира – это поистине шедевр древней живописи. А сколько подобных шедевров палеантологического искусства в Испании, во Франции, в России – во всех уголках земного шара! Не они ли дали толчок дальнейшему развитию искусства, не они ли свидетельства тому,  что культура, эстетическая красота присущи человеку на самых ранних этапах его развития? Именно эта пиктография являлась одним из культурных кодов дописьменной культуры. Пиктография – «рисуночное письмо» – внеязыковая знаковая система, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. Кодом данного культурного типа служат и предметы быта, охоты, одежда, жилища, орудия труда и т.д. Когда человек соорудил себе жилище, прикрыв ветвями яму, пытался укрыться не только от ветра, дождя и снега,  уже тогда (возможно, подсознательно) он пытался создать уют. А уют – это стремление к красоте, а значит, и к культуре. И это стремление присуще каждому, как древнему обитателю земли, так и современному. Как говорил М.Горький, «человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту».

Культурные отношения сложились исторически, и они были присуще человеку уже в самых ранних формах труда. Труд явился сам по себе важнейшей основой культурного освоения действительности. Человек в процессе культурной деятельности включает явления мира в сферу своей практики и выявляет их ценностное отношение к себе и другим.

На пути к письменному типу культуры человек использовал так называемое «предметное письмо», являющееся своего рода знаком-символом. Каждый предмет обозначал определенное понятие, в совокупности своей они могли обозначать оформленную законченную мысль.

Современная наука – семиотика – дает такое определение знакам-символам: это конвенциональные знаки (которые находятся с объектом в ассоциативной связи, основанной на соглашении), несущие развернутую, порой концептуально нагруженную информацию, т.е. обобщенно передают целую систему понятий. Знаки-символы имеются и в современной культуре (геральдические, нумизматические и другие), имелись и в дописьменной культуре. К примеру, кипу (на языке индейцев кечуа – «узел») – оригинальное  порождение инкской культуры: это шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков. Число шнурков на одной веревке доходило до сотни, и на них завязывали узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначали числа. Наиболее удаленные от веревок узлы соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, еще ближе – сотни, тысячи. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счетов, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. Бурый цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – воинов и т.д. Кипу позволяло чиновникам передавать различную информацию о налогах, числе воинов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших, и многое другое. Расшифровывали информацию специальные толкователи кипу – камайокуна. Главным среди них был «личный секретарь» Верховного правителя инков, подававший ему сводную информацию. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были поражены той быстротой и точностью, с которой им выдавались самые разные сведения. Взяв в руки кипу,  камайокуна сразу же начинал «читать» по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за его взглядом и движениями рук.

И на Руси было распространено узелковое «письмо». Память о нем осталась в языке и фольклоре: мы до сих пор завязываем узелки на память, прослеживаем нить повествования. Сказка о клубке Бабы-Яги уводит нас во времена матриархата. По мнению известного ученого-фольклориста Ц.Я. Проппа, Баба-Яга – это  типичная языческая жрица, возможно, и хранительница «библиотеки клубков». Хранились они в берестяных коробках. Не отсюда ли появилось выражение «наврать с три короба»? А при чтении нити с узелками наматывались, вероятно, на особые приспособления, что создало фразеологизм «мотай на ус». Именно устная фольклорная традиция явилась одним из важных моментов, составляющих основу дописьменного культурного типа. Аналогичны кипу вампум (пояс или жезл с прикрепленными или нанизанными ракушками разного цвета и размера), и палочки с зарубками, и просто предметы, символизирующие какое - то понятие.

Древнегреческий историк Геродот (V в. н.э.) рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников-скифов  войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения,  тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров. Поэтому они собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица быстрая, как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов. Рассказ Геродота доносит до нас сведение не только об одном из исторических событий, но и о древнейшем предке письменности. Дары  скифов были своеобразным способом передачи информации, который ученые называют предметным письмом.

2. Письменный тип культуры. Его культурный код – книжность, т.е. особая письменная форма текста. Данный тип более, чем предыдущий, способствует накоплению культурного опыта, а значит, и развитию знания, и формированию разумного человека.       Родина письма – Древний Восток. Наиболее древней считается письменность шумеров (народа, жившего в Междуречье в Передней Азии). Шумерское письмо возникло более 5 тыс. лет назад. Письменность прошла в своем развитии несколько этапов: 1) с развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности мыслетворчества, которые «предметное письмо», пиктография уже не могут выполнять, и тогда возникает идеография, т.е. «письмо понятиями» через иероглифы – условные значки, представляющие более емкую, простую схематизацию рисунка, в котором изображался не конкретный предмет, а абстрактное понятие. Например, знак солнца означал понятия «яркий», «свет», «день»; 2) постепенно эти знаки стали передаваться клинообразными черточками, т.е. появилась клинопись, которая применялась на глиняных дощечках. После того, как на табличке выдавливалась нужная надпись, табличку обжигали на солнце или на огне, глина становилась твердой, и надписи сохранялись очень долго; 3) фонетизация и слоговая система стали последующим этапом в развитии письменности. Фонетизация – это использование знаков для обозначения звуковой оболочки слов. Она характерна для всех словесно-слоговых письменностей. В них появляются знаки трех типов: словесные слоговые и вспомогательные – детерминативы. Слоговые знаки использовались как самостоятельно, так и для сопровождения словесных знаков, чтобы уточнить их произношения. Знаки-детерминативы обозначали общие понятия и всегда присоединялись к другим знакам, поясняя их смысл. (Например, в шумерском языке к собственному имени «Ашшур» присоединялись детерминативы «город», «страна», «божество», чтобы было понятно, о каком именно Ашшуре идет речь – боге, городе или стране); обычно в слоговом письме знаки обозначают не один звук, а несколько, т.е. слоги, сочетания гласного и одного или нескольких согласных. В западно-семитских письменностях были только знаки для согласных звуков, которые в тексте могли обозначать или отдельный согласный звук, или сочетание этого согласного с любым гласным. Такой тип письма называют консонантным. Данный тип присущ и греческому письму, который дал современному  миру латиницу и кириллицу, а из кириллицы появилось консонантное русское письмо; 4) и, наконец, алфавитное письмо, которое стало венцом графической эволюции. Алфавит – буквенная система фонемографического письма, упорядоченная в строй стандартной последовательностью.

Коренные изменения письменного культурного кода начинаются в Западной Европы в XV в. с изобретением печатного станка. Священные книги, жития святых, летописи в рукописной форме превращаются для всех грамотных людей в доступный текст, а очень скоро начинает распространяться в печати и светская литература. Печатный книжный тираж открывал большие возможности для фиксирования в культурной памяти социальных перемен, культурных, исторических событий, для внедрения в общественное сознание научных и философских знаний.

3. Экранный тип культуры. Он сформировался в начале XX в. Его культурным кодом являются компьютеризация, кинематограф, радио, телевидение. Экранная культура складывалась на основе компьютера с видеотехникой. Компьютеры несут с собой новый тип мышления и образования, характеризуемый быстротой и реактивностью. Многие ученые сегодня считают, что экранной культуре принадлежит будущее. Сейчас прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризованное и информационное общество людей, что таит в себе немало негативных тенденций http://studentu-vuza.ru/kulturologiya/lektsii-po-kulturologii/globalnyie-kulturnyie-tipyi-i-kodyi-kultur.html

 
 
 
 Категория «статус» (или ранг) приобретает в анализе стратификации ключевое значение. Статус указывает на то, что в существовании страт большую роль играют оценочные факторы: линия поведения человека или многочисленных групп людей в определенной ситуации, их отношение к чему-либо, установки, основанные на критериях, помогающих ранжировать окружающих. Однако далеко не всегда для самого оценивающего очевидны те критерии, согласно которым он ранжирует людей «выше» или «ниже», выбирает разные эталоны поведения. Процесс ранжирования основывается как на рационально- рассудочных операциях (принимаются во внимание, например, должность оцениваемого, фирма, в которой он работает), так и на спонтанных реакциях (целостное восприятие другого человека, интегративная оценка какой-либо функциональной роли). В том и другом случаях происходит понимание значимости предмета оценки, т. е. оценивающий включен в культурный контекст, он глубоко освоил его стандарты и способен дать адекватную оценку тому или иному лицу, явлению - http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnyy-sloy.html

   

В современном обществе существенно возросли возможности сменить амплуа и стало просто необходимым менять роли. "Актеры", осуществляющие  обыденное социальное действие, по несколько раз в день вынуждены "перебегать с большой сцены на малую" и к тому же "подрабатывать" сразу в нескольких "театрах" http://vtk34.narod.ru/mineeva_osn_soc_i_polit/book/book4.htm
Институционализация — это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Институционализация может осуществляться двумя путями: 
- возникновением новых социальных институтов;
- изменением и совершенствованием уже имеющихся социальных институтов.
Первый путь обычно связан с радикальными переменами в жизни страны, например, получение независимости, что предполагает создание собственной системы управления. 
Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования уже имеющихся социальных институтов.
Категория: Материалы | Добавил: admin (07.01.2014)
Просмотров: 6438 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024