Снова и снова возвращаюсь к одной и той же неотступной мысли: почему любимые произведения искусства при каждой встрече с ними неизменно заставляют ощутить их художественность, то есть испытать какое-то особое волнение, какое-то ни на что не похожее переживание, словно приобщающее тебя к тайнам бытия. Впрочем, когда это «Война и мир», или «Двенадцать», или эйзенштейновский «Октябрь», или Седьмая симфония Шостаковича, сознание услужливо подсказывает тривиальный ответ: так действует на психику богатство предложенного тебе социального содержания, отражающего крупные события в жизни человечества.
Но вот передо мной ренуаровские купальщицы, сезанновские натюрморты, левитановские пейзажи, поленовские дворики, а волнующее чувство приобщения к тайне не становится менее острым при всей «тематической инертности» подобного рода произведений. Откуда же оно в таком случае берется, это необъяснимое чувство то ли восторга, то ли удивления, это душевное состояние, которое точнее всего может быть передано тютчевскими словами: «нее во мне и я во всем»? Значит, оно возникает не только из событий, ставших материалом искусства, а из каких-то иных событий, имеющих отношение к самому факту искусства?
Да, говорят мне, это удивительное чувство единения с окружающим миром порождает красота, все дело в том, что художники эти творили по законам красоты. Да, да, той самой, кантовской, чуждой всякой утилитарности, всякого практического интереса, но тем не менее завораживающей наше сознание.
Что ж, может быть, и в самом деле?.. Разве не прекрасна русская природа на левитановских полотнах, разве их колористическое богатство не радует глаз и не таит в себе ощущения редкостной пол-ноты жизни? Да, пожалуй... Вот только неясно, что же это за законы. Ведь если художники во все века творили именно по законам красоты, то, следовательно, эти волшебные законы давно известны Да и разве стали бы искусствоведы так часто и так привычно употреблять эту формулу, не будь за ней конкретного содержания? Ведь искусствоведение — это наука, и в этом качестве должно являть пример логической строгости. Ведь когда философ ссылается на законы диалектики, или физик — на «законы сохранения», то и тот п другой могут их уверенно перечислить и истолкован). Ведь если ученый в своей работе опирается на какие-то законы, то он имеет в виду их общеизвестный однозначный смысл. Отсюда, кстати, ясность и определенность самого критерия научности, который в качестве обязательного условия включает в себя непротиворечивость предложенной теории по отношению к уже установленным наукой законам.
Можно ли здесь усмотреть какую-то аналогию с художественным процессом и с критерием художественности? На первый взгляд, да. Вот наиболее распространенная логика суждений па этот счет: если паука аккумулирует знания о мире в формах понятийного мышления, то искусство дает нам знания в конкретно-образной форме, следовательно, нет принципиальной разницы между тем и другим видом познания.
Что ж, если так, то не является ли красота аналогом научности, то есть свидетельством истинности добытого знания? Самое любопытное, что за такое истолкование красоты ухватились вовсе не художники, а ученые. Краткость, стройность, элегантность теоретических выкладок почитаются ныне многими учеными как верный признак справедливости развиваемой научной мысли. В современном научном обиходе приобрел даже все права гражданства такой термин, как «математическое изящество».
В таком случае критерии из этого ряда — то есть не только истинность обобщений, выраженных в конкретно-образной форме, но и гармоничность, соразмерность, пропорциональность, симметричность и тому подобные свойства, вызывающие позитивные реакции наших органов чувств, тем более приложимы к искусству. Может быть, они-то и определяют законы красоты? Например, «правило золотого сечения» — чем не закон для пространственных искусств; определенная связь созвучий в их последовательном, приятном для слуха движении — для музыкальных произведений, а для художественной прозы — освященные опытом классиков структурные закономерности повествования или оптимальные ритмические и метрические формы для тех или иных стихотворных жанров...
Ко всем этим и подобным им «секретам ремесла» понятие «закона» в какой-то мере действительно приложимо, тем более что такие правила подлежат формализации, то есть могут быть однозначно и непротиворечиво описаны как словами, так и па языке математических зависимостей. Беда, однако, заключается в том, что на поверку феномен художественности вовсе не есть следствие соблюдения подобных правил, так же как и умения сначала обобщать факты, а затем придавать этим обобщениям наглядность.
В самом деле, как объяснить, почему нам, людям, живущим в конце XX века, наскальная живопись эпохи неолита кажется высоким искусством? Неужто первобытный человек уже владел, не хуже наших живописцев, логикой широких обобщений и ухитрился постичь законы красоты? Или — еще одно недоумение. Почему откровенно наивная, «самодеятельная» живопись Пиросмани оказывает на нас столь же сильное художественное воздействие, что и образцы великолепного профессионализма, например, портреты его современника Валентина Серова?
И, с другой стороны, почему действительность сама по себе не художественна, а какой-нибудь ее фрагмент, став объектом художественного познания, способен вызвать у нас этот ни с чем не сравнимый душевный отклик? Очевидно, достоинством художественности может обладать лишь нечто, сотворенное человеком именно как искусство, в то время как красивым, прекрасным может быть любой продукт человеческого труда, от простой табуретки до научной теории, не говоря уже о нерукотворных, то есть природных, объектах. Если признать, что искусство определяется наличием красоты, то почему же так получается, что, например, великолепный закат, попав в кинофильм, иной раз может вызвать у нас протест именно вследствие его «красивости», а безобразные создания, «монстры» в лентах Феллини порождают эстетический эффект редкостной силы?
Думаю, что если мы со всей определенностью не признаем, научное и художественное творчество — это два совершенно разных вида познания, предполагающих принципиально разные познавательные ситуации, открывающие нам две несоизмеримые, хотя и взаимодополнительные сферы постижения мира, мы никогда не выберемся из заколдованного круга подобных недоумений. Ведь если наука почему-то предлагает нам знания в виде обобщенных понятий, а искусство — в виде конкретных образов, то, видимо, тут разница не только в форме, а в самом изначальном содержании этих знании.
Давайте взглянем на цивилизацию как на последовательное и неуклонное выделение человеком себя сначала из природы, а затем и из человеческого рода. Как на длительный, растянувшийся на многие тысячелетия процесс автономизации человека, сперва в качестве особого вида, уже «внешнего» по отношению к природе, уже во многом противостоящего ей, а затем и в качестве индивида, постепенно обособляющегося из среды себе подобных. Индивида, который все больше и больше стремится обрести свою единственность, свою «самость», то есть обнаружить уникальность своего случая жизни, оригинальность своего характера, неповторимость своей личности. Этот начавшийся в незапамятные времена процесс становления само сознания с первых же шагов поставил нашего далекого предка перед двойной необходимостью. Во-первых, познать окружающую действительность с точки зрения уже стороннего по отношению к ней наблюдателя — и чем ближе к нашему времени, тем более стороннего, вплоть до недавнего взгляда на нашу планету из космоса. А во-вторых, познать себя в этом мире как его творение, и в свою очередь - этот мир как среду обитания человека, то есть как человеческую действительность.
Таковы изначальные предпосылки возникновения науки и искусства на пути развития того биосоциального существа, каким мы являемся. Наука постепенно стала способом добывания объективных истин, каждая из которых замечательна тем, что ее в идеале «следует считать истиной независимо от человечества» (Эйнштейн). Точно так же искусство постепенно стало способом постижения чисто человеческого содержания бытия. Содержания, специфичного тем, что оно только человеческое и никакое другое. Так сказать, специально человеческое, в идеале — общечеловеческое. Познающий человек в науке «испытывает» действительность как бы от лица мироздания, применительно к универсуму. Что же касается субъекта познания и искусстве, то он «вопрошает» действительность как бы от лица человечества, применительно к нашим природным и общественным реакциям. И что особенно важно — в аспекте утверждения самой этой уникальной формы биосоциального существования. Я бы даже сказал так: искусство — это познание ради очеловечивания действительности и в то же время самопознание ради очеловечивания себя.
Тут надо, очевидно, понять еще одну сторону дела. Поступательное развитие науки таит в себе опасность бездушного объективизма, утраты человеком ощущения природных и родовых корней. И потому неуклонный рост научности давно бы уже стал губительным для нас, не будь рядом взаимодополнительного процесса — художественного освоения мира. В том-то и суть, что искусство, художественное творчество, открывая человеческое содержание бытия, как бы возмещает нам утрату непосредственных связей с миром. Постоянно компенсируя былые природные и общественные реакции новыми духовными навыками и ценностями, оно помогает нам сохранить ощущение органичности нашего существования в меняющихся социально-исторических условиях. Высокое искусство позволяет нам с меньшими трудностями вписываться во все усложняющийся поток причин и следствий, более гармонично включаться в небывалые нравственные ситуации. Словом, искусство неизменно готовит нашу психику к будущему, ко всевозможным метаморфозам, предвосхищая перемены в нашем образе жизни. Благодаря этому оно стало надежным средством приспособления человека к динамике сменяющихся форм общественного существования, орудием саморегуляции его социального поведения, способом обретения им душевной устойчивости в драматических обстоятельствах.
Всей своей практикой искусство доказало, что оно способно восполнять те потери, которые несет с собой отход человека от породившей его природы и сформировавшего его рода, амортизировать те крайности, которые связаны с неуклонным ростом индивидуального самосознания. Имеющее своим объективным назначением очеловечивание бытия, искусство с неизбежностью исповедует и проповедует гуманность. Любовь к ближнему, отзывчивость, милосердие входят в состав художественной деятельности и в критерий ее оценки именно потому, что без таких свойств и качеств эта деятельность утратила бы свой изначальный смысл. Этическое, моральное начало заложено в самой природе искусства, и не случайно ориентация на добро и справедливость, на заповеди общественной нравственности, на совесть людскую пронизывает всю художественную картину мира.
Кроме того, искусство не может не быть исполнено сыновней благодарности человека к природе и народу, ибо на этой почве оно возникло. Отдает себе художник в этом отчет или нет, но в мотивах его творческого поведения этот момент с необходимостью присутствует. Интуитивно, подсознательно, как хотите, но присутствует. И в наших требованиях, предъявляемых к искусству, тоже.
Итак, этический момент не привносится в художественное познание со стороны, а является его условием. Как же обстоит дело с моментом эстетическим?
Представим себе простейший акт художественного творчества: живописец пишет с натуры, допустим, куст сирени. Какова логика этого акта? Чего художник при этом добивается? Мне говорят: он фиксирует на полотне обобщенное представление об этом кусте сирени, преображенное по законам красоты. Иногда, впрочем, это называют не «преображением», а «пересозданием», или даже еще решительнее — «деформированием». Иначе говоря — художник воспринимает, обобщает, пересоздает и фиксирует. В результате якобы получается художественный образ куста сирени. Художественный — потому что «по законам красоты».
Мне кажется, что в таком или подобном толковании творческий процесс в искусстве непозволительно мистифицируется. Я представляю себе ход раскрытия человеческого содержания этого куста сирени иначе. Примерно так. Художник всматривается в натуру, как бы проецирует ее на себя, и она пробуждает в его сознании множество самых разнородных, порой неожиданных представлений, порожденных всем опытом его жизни — сюда могут входить чувства и знания, убеждения и идеалы, воспоминания и впечатления, стойкие пристрастия и случайные ассоциации. Все эти отклики он, в свою очередь, проецирует обратно на натуру. Между ней и художником возникает система протянувшихся в обоих направлениях мысленных связей, все более многообразных и интенсивных. Чем увлеченнее и заинтересованнее смотрит он на свою сирень, тем богаче становится для него ее содержание, а значит тем больше накоплений его памяти и возможностей его воображения вовлекается в этот неуклонно нарастающий обмен.
Такая эскалация двух встречных потоков содержания на каком-то этапе приводит к тому, что из их столкновения возникает замысел, то есть некий первообраз — предвосхищение будущей картины. Теперь уже обмен встречными импульсами совершается сквозь этот «магический кристалл». Замысел не только собирает в фокус протянувшиеся между художником и натурой прямые и обратные связи, по и фильтрует, отбирает из обоих потоков лишь наиболее предпочтительные данные. Замысел как бы локализует весь дальнейший процесс взаимораскрытия обоих содержаний — содержания познающей личности и содержания познаваемого предмета. А кисть тем временем фиксирует этот, теперь уже целенаправленный, процесс.
Именно так, с моей точки зрения, происходит выращивание художественного образа, который есть не что иное как материально осуществленное взаимоотражение объекта и субъекта познания. Он, этот образ, прорастает из всего опыта художника как момент противосложения его личности и постигаемой им действительности, как их контрапункт. В художественном образе, в художественном произведении, вообще в искусстве человек и мир как бы смотрятся друг в друга, обнаруживают себя друг в друге, рассказывают о себе друг через друга. А загадочная художественность как раз и возникает из самого факта такого взаимопревращения, взаимоперехода несмежных содержаний. Именно этого эффекта живописец и добивается, работая над картиной. Такова его цель, даже если он ее не сознает. В свою очередь зрителю «становится художественно», когда в процессе восприятия той же написанной на полотне сирени он почувствует, что картина побуждает его обменяться с ней накоплениями своего человеческого опыта, вступить с ней в отношения взаимного раскрытия. Этот процесс не случайно называют сотворчеством, ибо зритель в этой, тоже познавательной, ситуации как бы уподобляется автору, а воспринимаемое им произведение — натуре. Они тоже как бы смотрятся друг в друга.
Материя искусства вся представляет собой сложную иерархию таких взаимоотражений. Ведь что такое, например, литературный троп — сравнение, метафора или метонимия, — как не простейший случай познавательного взаимопроявлення двух смыслов в их единстве? Или магия рифмы, которая, если разобраться, основана на фонетической модификации того же эффекта. Я уже не говорю о диалоге в драматургии, да и в повествовании тоже, который всегда тем выразительнее, чем более очевидно являет собой взаимообнаружение различных характеров.
Однако за всеми этими частными случаями стоит главенствующий признак художественности: осуществленное взаимораскрытие объекта и субъекта познания. Это и есть человеческое содержание действительности, постигнутое как единство мировосприятия и самовыражения познающего человека. Вот почему бессмысленно считать художественное творчество разновидностью познания научного. Наука—это прежде всего феномен отражения. Искусство — феномен взаимоотражения.
О соотношении науки и чуда
Posted on 2012.09.26 at 10:57 am
Tags: raw, наука
Регулярно встречаю мнение, что научная картина мира лишает его чудес. В силу этого, главным образом, она никогда не завоюет разум большинства людей. Человеческой психике присуще желать завораживающих диковинных историй, а наука их у нас отбирает. Подобное рассуждение, на первый взгляд, выглядит правдоподобным, однако я попробую на него возразить.
Прежде всего, я не согласен с начальной посылкой. Мне не кажется, что научные открытия приводят к уменьшению общего количества чуда. Проиллюстрирую эту мысль очевидным сюжетом, в котором все движущие силы и превращения заведомо естественны, но при этом компонента ‘непостижимого’ не утрачена. Вдумайтесь: все, что вас окружает, все объекты, с какими вы имеете дело в своей жизни, включая кресло, на котором вы сидите, воду, которую вы пьете, и даже ваших знакомых, - все состоит из мельчайших атомов, побывавших в недрах горячих звезд. Дотрагиваясь до любого предмета, вы касаетесь материи возрастом в миллиарды лет, в буквальном смысле.
Когда-то взрывами сверхновых атомы выбросило в космос, и они блуждали в нем настолько долго, что человеческое сознание не в состоянии оперировать такими сроками и расстояниями. Целую вечность они летели в черной пустоте, иногда пересекаясь с другими частицами. Затем некоторые из них под действием сил гравитации собрались в разреженное газопылевое облако, которое очень постепенно превратилось в Солнечную систему. Те самые частицы, из которых состоит ваше тело, когда-то побывали в глубинах планеты, откуда вулканами их выбрасывало в атмосферу. Они оседали в почву и океаны, строили тела растений, грибов и животных. Несчетное число раз проходя по пищевым цепочкам, они неоднократно выпадали из биосферы и потом возвращались обратно. Каждый отдельный атом, рожденный в результате звездного нуклеосинтеза, очутившись в месте пространства, которое мы называем Землей, за миллиарды лет прошел по самым замысловатым траекториям, прежде чем стать частью вас. Его путешествие стало возможным в результате натуральных процессов, природа которых в общих чертах известна и достаточно сухо излагается в учебниках. И все же, когда я смотрю на свои руки, пытаясь осознать и прочувствовать тот факт, что это звездная пыль, реальный возраст которой -- несколько миллиардов лет, я не могу удержаться от вопроса: это ли не чудо?
Данными рассуждениями я хочу подчеркнуть мысль, что наука ни в коей мере не отнимает у нас возможность испытывать глубокие эмоции по отношению к окружающему миру. Напротив, ее ‘истории’ зачастую более грандиозны и фантастичны, чем все, что может выдумать человек. И этих историй много, будь то постепенное построение человека из единственной клетки или квантовая неопределенность. Наука меняет качество: взамен вымышленных чудес приходят чудеса настоящие, происходящие в действительности. В открываемом наукой мире я лично не вижу недостатка явлений, от которых захватывает дух. Реальность насыщена невообразимыми событиями, надо только их увидеть.
165 comments Leave a commen
|