Результатом является определение в максимально сжатой форме, какого рода организацию намеревается создать исполнительный директор в определенной точке будущего. Аргументом того, чтобы начинать планирование с формулирования видения, является сам факт существования видения, пусть даже оно не имеет формального определения. Это концепция того, как должен представлять себе организацию каждый исполнительный директор. Нет основания ожидать, что видение, определенное фирмой сегодня, будет подходящим для нее в течение следующего века. Все происходящее внутри и снаружи компании может сделать необходимым новое видение.
Основными видами конкурсов (типами научных проектов) на сегодняшний день являются следующие:
- конкурс научно-исследовательских проектов;
- конкурс проектов по развитию научных телекоммуникаций и материальной базы научных исследований в области гуманитарных наук;
- конкурс проектов создания информационных систем;
- конкурс проектов по организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т. д.);
- конкурс проектов по изданию научных трудов;
- конкурс экспедиционных проектов экспедиций (полевых исследований);
- конкурс экспериментально-лабораторных и научно-реставрационных работ;
- конкурс проектов участия российских ученых в научных мероприятиях за рубежом.
Определяя и укрепляя свой научный потенциал, мы обретаем понимание того, как и куда нам двигаться дальше, какие направления исследований признавать приоритетными, в какие фонды обращаться за поддержкой.
Сама форма и суть научного проектирования, условия и правила научных фондов способствуют развитию процесса интеграции, повышают оперативность и эффективность исследований, мобильность ученых.
Со временем слова изнашиваются, меняют своё значение, забываются… В двадцатом веке появляется человек, давший слову "харизма" второе рождение и новый смысл. Немецкий политолог, социальный психолог, страстно стремящийся в политику, но не реализовавшийся как государственный деятель, известный ученый Макс Вебер, посвятивший свою жизнь исследованию феномена власти, вводит в политический обиход новый термин и новое определение: "Харизма, - незаурядное качество личности, благодаря которому она воспринимается как сверхъестественная, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других и признаваемая достойной роли "Вождя". Невозможно быть лидером, не будучи харизматом, в основе харизмы лежит способность (и потребность) к действию, творчеству, акту. Позволить себе действовать может лишь очень смелый человек. Способность желать и иметь смелость осуществлять свои желания неминуемо притягивает окружающих на биологическом уровне, вызывая в них стремление следовать за ним.Современное звучание слова "харизма" содержит в себе помимо социологического аспекта взаимодействия "массы" и "вождя" также и психологический, коль скоро речь идет об усилении личностной силы, личного обаяния, магнетизма. Люди, занимающиеся самопознанием, постепенно расширяют свои возможности, разжигая в своей душе "искру Божью", становятся богаче духовно. Существует масса техник, практикуя которые, человек в состоянии повысить уровень энергии. Это издревле известные человечеству технологии, позволяющие управлять собственным состоянием, овладевая попутно всё новыми возможностями, - как физическими, так и духовными. А это неизбежно сказывается на харизме, раскрывая и усиливая её, заставляя блистать все новыми гранями.
Существуют различные уровни проявления харизмы, она может носить различные черты. Она может работать на уровне негатива, эпатажа или шутовства, собирая вокруг такого харизмата соответствующих последователей, либо на уровне позитива, Большой Личности, за которой устремляется всё светлое и лучшее в нас, которая действительно способна изменить мир к лучшему. Там, где мерцает свет божественной искры, вы не увидите ничего похожего на атомный взрыв, - истинная харизма увлекает незаметно, манит и очаровывает, притягивая надолго, превращая неясные надежды в преданную любовь, а потом и в веру. Харизма возможна там, где человек начинает творить, - следуя собственному пути, становясь со-Творцом, вдохновляемый высокими идеями, побуждаемый глубинными, не всегда объяснимыми желаниями, влекомый личной миссией.
Люди высказывают сомнение - можно ли за три дня научить человека быть привлекательным, искусственно сделать его личность притягательной для других. Ответом на это может быть предложение исследовать проявления харизматической энергии в себе и окружающих, - и если не научиться "технологии" разжигания в собственной душе внутреннего огня, то хотя бы коснуться этой загадочной силы, научиться распознавать ее, с тем, чтобы осознанно наслаждаться явлением прекрасной "божественной" возможности, скрытой до поры, но присущей, на мой взгляд, каждой человеческой душе. Сила тренинговой работы и состоит в том, чтобы "запустить" механизм, дать направление, в котором человек мог бы развиваться самостоятельно.
Границы социального проектирования. В тезаурусной концепции социального проектирования отразился более общий социологический принцип, который эффективно применяется в построении теорий относительно различных сторон и проявлений социальности. Суть принципа — в признании активности субъекта социального действия (или иными словами — социальной субъектности) в качестве решающего фактора, определяющего содержание и формы социальной жизни. Принцип этот хорошо известен, освящен в рамках разных научных парадигм и под различными обозначениями великими именами (среди них — и К. Маркс, и М. Вебер), но нередко встречается в слишком абстрактной форме, не позволяющей перевести его из сферы социальной философии в сферу социологических интерпретаций.
Именно в последнем отношении эффективно может быть применено понятие тезауруса: оно маркирует устанавливаемые эмпирически ментальные структуры, придающие смысл обыденным действиям людей и их сообществ, но кроме этого предопределяющие самые различные отклонения от обыденности и оказывающие воздействие, возможно — решающее, на весь комплекс социальных структур, социальных институтов и процессов. Исходя из этой позиции, мы показали, что он может выступить в качестве одного из системообразующих средств построения социологических теорий среднего уровня. По той же логике тезаурусный подход может выстроить теоретический каркас социального проектирования.
В самом общем виде социальное проектирование представляет собой конструирование локализованного по месту, времени и ресурсам действия, направленного на достижение социально значимой цели. Как вид сознательной деятельности по решению той или иной социальной проблемы или группы таких проблем социальное проектирование социологично sui generis - своеобразно в своем роде. Формируется ли более совершенная архитектурная среда жизнедеятельности людей в микрорайоне или организуется путешествие для инвалидов-колясочников, создается ли новая образовательная программа или организуется самодеятельный театр — всякий социальный проект до своего оформления имеет исходное представление о смысле и назначении предлагаемого нововведения (спонтанно возникающие нововведения не являются социальными проектами), а значит — основывается на определенной философской и социологической концепции мира и человека, даже если это не отражено в проектной документации.
Возможность строить инновацию в социальной области не как тотальную («Государство» Платона, «Утопия» Т. Мора, идеологии социальных революций и т. п.), а как локальную во времени и пространстве, когда итог реализации проекта виден его инициаторам, а не только далеким потомкам, привел к существенной смене ориентиров социального управления и перехода уже начиная с 50-х годов XX века к более широкому применению технологии проектирования в социальной области. Такой переход обозначился на фоне осознания предпринимателями в странах с рыночной экономикой необходимости строить работу по проектам, появления огромного числа бизнес-проектов. В 1970-е годы большое число фирм стало развивать и использовать методы управления проектами на базе компьютерной обработки информации. Активизации работы по проектам способствовал рост масштабов и сложности предпринимательской деятельности, жесткая конкуренция. «Управление проектами» (Project Management) становится одним из перспективных направлений менеджмента.
Однако в социальной области проектный способ организации деятельности реализовывался скромнее, менее системно и в известном отрыве теории от практики. Видимо, этому способствовало и то, что бизнес-проектное мышление (опережавшее технологические идеи социального проектирования и задававшее ему образцы) исходило из оценки успешности проекта по показателям экономической эффективности (соответствия его окончательной стоимости объему выделенных ассигнований, величины экономии, размеров прибыли), а такой подход мало применим в социальной работе и другой деятельности социокультурного характера.
Наконец, в 1990-е годы мышление проектами становится одной из основ менеджмента, в том числе в социальной и культурной сферах. Но это уже иное мышление, чем было присуще проектировщикам прошлых лет: если раньше (например, для инженерной деятельности — с начала века ) особенностью проектной деятельности была установка на немедленную конкретную реализацию проекта, то с 1970-х годов возобладала новая идея: цели проектирования могут быть определены «только после исследования ценностей, после определения будущей ценностной среды, нового ценностного мира, в который впишется реализованный проект». Осознание опасности человеческой деятельности для судеб человечества, если она выходит за пределы экологически допустимых границ, определило решительный перелом в концепции проектирования социальных нововведений и оценке социальных проектов. Сущность социального проектирования — конструирование желаемых состояний будущего.
Проблема желаемого состояния общества приобрела явные черты экофобии. Социальный проект не должен разрушить хрупкое равновесие в системах «человек-природа», «человек-человек» — эта концептуальная установка ведет к установлению экологически ориентированных параметров при оценке социальных проектов. Эти новые параметры отражают, во-первых, мультипликационный характер любого социального нововведения: оно не может не затронуть целой группы социальных потребностей, интересов и ценностей, как бы ни были скромны задачи проекта и какой бы малой общности он ни был адресован. Они, во-вторых, учитывают кумулятивный характер последствий, к которым ведет любое социальное нововведение: изменение, порождаемое успешной реализацией проекта, нарастает и со временем может пересечь экологическую границу, за которой положительные последствия нововведения будут перевешиваться его негативными последствиями.
Отсюда — стремление к оптимизации социально-проектной деятельности, ее постановки под контроль не столько государства, сколько общественности. Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах. Доктрина «public participation», развивающаяся в США и Европе с 1960-х годов, более всего затрагивает градостроительные решения (ее зародыш содержался в критике планирования городского развития без учета интересов потребителей, отказ от практики осуществления архитектурных решений, исходя из представления о рациональном городе, о функциональной основе жизни людей). Доктрина строится на переходе от функционального к средовому (environmental) подходу — с активным участием жителей города в разработке и осуществлении социальных проектов. Реализация доктрины предполагает «разработку процедур поддержки естественных социально-идентификационных механизмов», т. е. «отождествление участников процесса выработки решений с проблемными жизненными ситуациями друг друга», а самого процесса как диалога, партнерства .
Концепции социального проектирования. Современные концепции социально-проектной деятельности все в большей степени исходят из того, что человеческая детерминанта нововведений есть не некоторая предпосылка проектирования, его хоть и важный, но все же частный аспект, а сама суть социального проекта, его философско-социологическое основание. В этом направлении заметную эволюцию прошло проектирование технических нововведений. Системотехническое проектирование, разумеется, не ушло в прошлое, однако нельзя не видеть, что его все больше оттесняет социотехническое проектирование, концепция которого исходит из того, что «главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам» . Гуманитаризация социотехнического проектирования ведет к образованию знаменательной тенденции: «Проектирование само становится источником формирования проектной тематики и вступает тем самым в сферу культурно-исторической деятельности... Социотехническое проектирование — это проектирование без прототипов, и поэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической и методологической сферах или в культуре в целом» . Социальный проект, с позиций такого подхода, имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося социального объекта. Объектом может быть некоторое сооружение, но также и социальные связи, отношения.Специфику объектно-ориентированного подхода составляет представление о закономерном характере проекта, о его научной обоснованности как объективности. Здесь и выявляется слабость концепции. Проблема состоит в толковании объективности и научности в социальной сфере. Детерминация социальных нововведений вариативна. Научная обоснованность проектируемого объекта, таким образом, доказуема лишь в самых общих положениях и спорна в отношении конкретного управленческого решения.
Тезаурусные основы социального проектирования. Следствиями тезаурусного способа жизненной ориентации являются, во-первых, несовпадение субъективных миров (их согласованность наблюдается лишь по ограниченному кругу параметров и в известных пределах); во-вторых, преимущественно ценностная регуляция социального поведения (преобразующая все факторы и детерминанты такого поведения); в-третьих, активность поведения социального субъекта в социальной среде. Это последнее следствие особо значимо для социального проектирования, к которому с полным основанием должна быть применена известная «теорема Томаса», согласно которой «если люди определяют некоторые ситуации как реальные, эти ситуации реальны в своих последствиях» . Это обстоятельство пока слабо осознается в теории социального проектирования, между тем оно вынуждает увидеть особое значение создателя проекта (инициатора, автора, разработчика) не только в связи с его деятельностью по удовлетворению определенной общественной потребности, но и как реализатора собственного интереса, соответствующего его тезаурусу.Представление феноменологической социологии о многообразии сконструированных людьми реальностей, но в то же время связанности повседневной жизни субъектным убеждением в схожести человеческих интерпретаций для социального проектирования эвристично. Уникальность жизненных миров и их связанность, различающаяся на разных этажах общественной организации, в том числе имеющая особые формы и способы реализации на уровне повседневности, — это свойства и социальной среды проектирования, и субъекта проектирования. Но здесь нет симметрии участия: прежде всего, создатель проекта не существует вне социальной среды, он несет в себе свойства социальной среды, однако при этом он творчески переструктурирует их, что и дает импульс проекту, нововведению. Среда возбуждает проектирование неудовлетворенной потребностью, но сам проект есть акт творчества не среды, а субъекта проектирования, который, таким образом, вырастает в центральную фигуру социально-проектной деятельности.
Генеральная идея субъектно-ориентированного подхода к социальному проектированию состоит в признании тезауруса, ценностной системы создателя проекта источником проектной идеи. Этим не умаляется значение объективных факторов разработки и осуществления проекта (заказ, принятие управленческого решения, наличие ресурсов и т. д.) и, в частности, того обстоятельства, что в результате осуществления проекта возникает новый или трансформируется имевшийся социальный объект. Субъектно-ориентированный подход к социальному проектированию не устраняет причинность и обусловленность проектов и проектной деятельности, а идея тезаурусов не означает утери связанности социальной среды. Напротив, тезаурусный подход объясняет связь эпох как дифференцированную передачу социальных эстафет, позволяет обосновать многообразие и многоуровневость социально-проектной деятельности, понять причины несовпадения замысла и исполнения, провала «сильных» и успеха «слабых» проектов.
Падение регулирующей роли традиции отмечается еще с начала XIX века, когда отношение к традициям становится критическим и выборочным. «Растет сознание морально-политической автономии: не кто-то иной, а мы сами должны принимать решения относительно норм нашей совместной жизни в свете спорных принципов... только абстрактная способность создавать полностью индивидуальный жизненный проект позволяет нам быть и оставаться самими собой среди сложных и меняющихся ролевых ожиданий»В наше время телевидение и другие средства телекоммуникации, продуцируя подобные эффекты, переструктурировали значимое событие, усилив в нем ценностно обусловленную избирательность при общей мозаичной картине. Зависимость коммуникации от внешних для нее средств (богатства, власти, престижа) создает благодатную почву для внедрения новых механизмов управления обществом путем манипуляции общественным мнением через средства массовой информации. Скорость перемен приобрела характер дестабилизирующего фактора социальной жизни. Устойчивость воспринимаемого мира постоянно подвергается дискредитации. Форс-мажор планируется как само собой разумеющийся не только в отношении природных катастроф, но и в отношении непредвиденных социальных изменений.
Из этих особенностей современного мира следует вывод: фрагментарность восприятия мира, слабая регуляция выбора поведения традицией, скорость общественных перемен требует того, чтобы социальные инновации были а) ограничены в масштабе, б) ограничены в ресурсах, в) ограничены во времени, г) реализовали интерес инициатора. Этим требованиям соответствует социальный проект как тип организации жизненного пространства.
Философия социального проектирования. В рамках тезаурусного подхода философия социального проектирования может быть представлена следующими тезисами и правилами:
1. Человек открыт к социальным нововведениям — к их созданию и к их потреблению. Открытость к нововведениям — предварительное условие их разработки и осуществления. Социальные изменения желанны, но мера желания существенно различается и по типам общества, и по особенностям мировосприятия отдельных людей и их сообществ. Общество парадоксальным образом сочетает проницаемость и упругость: оно принимает даже слабые проекты, сопротивляется даже сильным.
2. Социальный проект повышает степень организованности общества. Создание и внедрение социальных проектов увеличивает дистанцию между «своим» и «чужим», «мы» и «они» в узкой сфере отношений, за счет этого переструктурирует общности и этим уменьшает напряженность в отношениях противостоящих социальных групп.
3. Человек уникален в своей целостности, в своих отдельных свойствах и отношениях он типичен. Неопределенность и мозаичность жизненного пространства преодолевается в области социального проектирования введением параметра типичности:
а) потребности людей типичны (что подходит для одного, то подходит для многих);
б) жизненные траектории людей типичны (формы жизнедеятельности одного есть формы жизнедеятельности многих);
в) поведенческие реакции людей типичны (сходные стимулы рождают в определенной социальной среде сходные реакции);
г) всегда найдется определенный тип, а значит — и группа людей, которая поддержит предлагаемый проект или нуждается в его осуществлении.
Но типичное не есть характерное для всего общества. Проект не должен опираться на идею всеобщего счастья.
4. Среди социальных ценностей людей солидарность — одна из высших. Явной или латентной целью социального проекта всегда является солидарность людей.
5. Конструктивность социального проектирования не отменяет запредельных идей, и «требование невозможного» на предварительных этапах работы, включая концептуальный этап, есть также создание возможного.
Итак, тезаурусный подход к социальному проектированию позволяет констатировать:
1. Социальное проектирование — один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом.
2. Социальное проектирование (независимо от того, какого рода объекты проектируются) несет на себе черты субъекта проектной деятельности, его мировоззрения. Социальный проект субъектно-ориентирован.
3. Тезаурусный подход к социальному проектированию эффективен в условиях рыночной экономики, где субъектная ориентация проекта ограничена свободой выбора других субъектов жизнедеятельности. * * *
Общая схема конструирования социальной и культурной реальности включает: (1) адаптацию к условиям среды (пробы и ошибки; узнавание частей среды и правил; изменение поведения в соответствии с правилами; понимание и легитимация части среды через «наше»); (2) достраивание реальности (символизация через идеальное «благо» и «зло», построение символического универсума; компенсация недоступного; действия по ограждению «своего мира», выделение зоны независимости); (3) переструктурирование условий среды (игнорирование неважного; изменение пропорций и комбинирование в соответствии с тезаурусом; действие вне «своего мира» в соответствии со своим символическим универсумом). Эти позиции реализуются как фактический итог жизнедеятельности человека и как результат функционирования и развития социокультурных образований любого масштаба и уровня сложности.
Райдер – образовано от слова ride – поездка, ехать.
По
содержанию райдер – это список требований, предъявляемых к инициаторам поездок.
Фактически,
это перечисление всех тех условий, при которых профессионал отрасли будет чувствовать себя
комфортно до, во время и после завершения проекта. Так, например, начинающий специалист может даже не
иметь особых требований в райдере – жилье и транспорт он обеспечивают себе
сам, а вот звездные величины
в документе прописывают
(конечно, не сами, это делают агенты) практически каждый момент пребывания в
том или ином месте. Нужно отметить, что само слово «райдер» – это
профессиональный сленг. Иногда оно может не сильно, но менять свой смысл. Так,
вторым распространенным значением этого слова можно назвать список населенных
пунктов, где будут проходить этапы проекта. Вместе с тем, поскольку райдер является приложением к
гражданскому договору, неисполнение хотя бы одного его пункта может послужить
если не поводом для отказа от выступления, то основанием для взыскания крупной
неустойки с устроителя. Качество составления райдера всегда остается на совести
авторов.
Материалы скомпилированы из интернета, других источников и принадлежат их владельцам. Автор сайта не несет ответственности за их использование!